Roc-A-Fella без Jay-Z. Конец империи?
4 мая 2004, 16:09 Авторы: Андрей Никитин

Roc-A-Fella без Jay-Z. Конец империи?

В 1996 Jay-Z был готов представить публике свой первый альбом, однако, не так просто оказалось найти общий язык с лейблами. В итоге Шон и его закадыки Дэймон Дэш и Карим “Biggs” Бурк приняли непростое и рискованное решение сообраз

Если не бояться риторических вопросов и спросить: “Кто такой Jay-Z?” у его поклонников либо наоборот противников, вы, наверняка, услышите много диаметрально противоположных суждений о роли и месте одного из самых успешных рэп-исполнителей последнего десятилетия в пантеоне хип-хопа. Кто-то крайне высоко ценит граничащую с истерией популярность этого щеголеватого мачо, кто-то считает Джея непревзойденным лириком, кто-то сочтет его достижения сомнительными и упрекнет Джиггу в отходе от канонов хип-хопа, продажности и попсовости (впрочем, последний пункт можно приписать любому артисту).

Беда лишь в том, что в последнюю очередь пипл вспоминает о Jay-Z, как о преуспевающем бизнесмене, талантливом промоутере, не просто раскрутившим себя, как артиста, но и построившим вокруг своего имени настоящую империю, многопрофильный бренд Roc-A-Fella, превращающий в деньги всё, что можно каким-либо образом увязать с хип-хопом. Неудивительно, что истории Rocа-Family и Джея так тесно сплетены друг с другом.

Шон Картер, он же Jay-Z, он же Jigga, родился и вырос в Бруклине, где как и все дети ходил в школус, крепко дружил с Кристофером Уоллесом, будущим Notorious B.I.G., пока не покатился… Опустив затрепанный сюжет о взрослении в нездоровом окружении злобных чернокожих бандюганов, перенесемся в те дни, когда Jay-Z засветился на хип-хоп сцене Нью-Йорка, а случилось это в начале 90-х.

В 1996 он уже готов был представить публике свой первый альбом, однако не так просто оказалось найти общий язык с лейблами. В итоге Шон и его закадыки Дэймон Дэш и Карим “Biggs” Бурк приняли непростое и рискованное решение сообразить “на троих” собственную звукозаписывающую компанию. Так возникла Roc-A-Fella Records. Отыскав квалифицированного дистрибьютора в лице Priority, новоявленные магнаты звукозаписи выбросили на рынок свой первый продукт – дебютный альбом Jay-Z Reasonable Doubt, который принято хвалить и называть классическим образцом творчества Джигги (3-е место в ТОП 200 журнала Биллбоард, категория рнб/хип-хоп).Дебютника хватило, чтобы включить Jay-Z в число небожителей, но железо надо ковать не отходя от кассы - с пугающим постоянством хорошо отлаженного механизма Jay ежегодно выдает по альбому.

Второй диск  Джея, “In My Lifetime, Vol.1”, оказался гораздо успешнее своего предшественника с коммерческой точки зрения. На нем east coast rap и post-hardcore разбавлены поп и фанк-балладами – очевидно стремление артиста осваивать новые музыкальные территории. Заменив жесткую лирику треками, формата “radio-friendly”, c легко запоминающимися припевчиками, Джигга привлекает внимание миллионов… Выбранное направление было признано верным и экономически обоснованным. Цифры красноречивее любых слов: третье место в чарте Billboard и платиновый статус. Естественно, на следующем диске “Vol.2: Hard Knock Life” (1 место хит-парада Биллбоард) преобладали назойливые мотивчики и модные биты – продажи растут, бомбардировка эфиров невероятным количеством синглов идет полным ходом, а для закрепления успеха братва колесит по бесконечные турам. После “Vol.3: Life and Times of S.Carter” (конечно, намба ван), жизнь налаживается – сигары, раскуриваемые от стодолларовых купюр, коллекционные вина, дорогие шлюхи… Кстати, этот альбом изобилует фьючерингами с такими персонажами, как: Dr. Dre, Mariah Carey, Beanie Sigel.

Дела у “блестящего трио”шли более чем успешно – контора постепенно срасталась с большим бизнесом. Еще на заре карьеры проныра Дэйм Дэш, который по версии Nas`a, заклятого врага всех “рокафеллеров”, не достоин иного именования кроме как Dame Diddy либо Dame Dummy, обратил внимание, что у торговой марки, название которой Jay-Z упоминает в своем треке, увеличились продажи. Смекалистые ребята тут же раструбили об этом в различных интервью – “мы, типа, главные трендсеттеры в современном хип-хопе”. Образ был сформирован: большие звезды, зажигатели звезд не меньших, знатоки подводных течений шоу-бизнеса. Эти способности Dame Dash и Jay-Z на сто процентов использовали как для продвижения собственных коммерческих проектов вроде одежды Rocawear и водки Armadale, так и для промоушна фирм-партнеров, в том числе и таких гигантов, как Reebok и Motorola.

Roc-A-Fella Records тем временем интриговали публику продвижением на рынок новой поросли звезд: Beanie Sigel, Memphis Bleek, Amil. Гремящие ныне, но малоизвестные тогда продюсеры - Neptunes, Just Blaze и Kanye West тоже не были обделены вниманием Дэша и К. Cемья нанесла очередной удар выходом сборника Dynasty Roc la Familia, за первую неделю продаж почти достигшего золотого статуса. И это уже никого не удивляло. Успех был естественным и привычным. Жизнь продолжалась. Наступал следующий год, а значит и время следующего релиза Z.

Закормленную привычным изобилием приглашенных звезд публику решено было удивить полным отсутствием guest appearances на новом альбоме Джея “Blueprint”. “Ёпте!” – воскликнул народ – “да это же возвращение к истокам! Ну, чистый Reasonable Doubt, даже обложки похожи!”. “Да!”, - смущенно признался простой парень Jay-Z – “Я вернулся к корням, ребята, так почему бы вам не купить мой альбомчик?” Доверяя простым и доходчивым словам кумира, миллионы поклонников выстроились в очереди. Ну, их вроде бы и не обманывали – альбом действительно оказался “традишинел” и получился более чем достойным. На славу постарались продюсеры Kanye West и Just Blaze, изваявшие большую часть хитов с этого диска. В коллекцию главных достижений Jay-Z были вписаны треки “Girls, Girls, Girls”, “Izzo (H.O.V.A.)”, не скоро забудется и издевательски острый наезд на Nas’a “Takeover”. 

И снова в бой… Jigga вовсю корпит над новым альбомом с напыщенно театральным названием “Blueprint2: The Gift And the Curse” (немудреные у парней названия, вы не находите?). В работе над этим диском Jay-Z  проявил настоящие чудеса плодовитости (чтобы изложить все подробности о своем даре и проклятии ему потребовалось 25 треков, разбитых на два диска – всего 110 минут звучания!). Сиквел резко контрастировал с первой частью: король снял личину парня, живущего по соседству, и вновь предстал в блеске и мишуре славы, с приличествующей его статусу свитой: Faith Evans, Rakim, Scarface, Beyonce, Sean Paul, Lenny Kraitz. Думаю, все уже догадались, что и этот товарчик на полках не залежался? Мы остаемся первыми!

Долго ли, коротко ли, Дэймон Дэш решил не расслабляться, а покорить Голливуд. И тут парней ждал серьезный облом фильмы  “Бумажные солдатики” и “Заплатить сполна” оказались мягко говоря примитивными, работа актеров слабой, а отзывы критики и думающей части публики резко негативными. Но Дэймон не унывает и не оставляет надежд на получение заветной статуэки.

Разрываясь между кино, заявлениями о продюсировании экс-“перчинки” Виктории Бекхэм, производством шмоток от Rocawear, Дэш издает альбомы альбомы Memphis Bleek, Beanie Sigel, Freeway. Подписывает контракты с именитыми Cam`ron, M.O.P. и отсидевшим-вылечившимся рэп-параноиком Ol`Dirty Bastard aka Dirt McGirt.

К сожалению или к счастью, любой из вышеназванных проектов сложно назвать более успешным, чем творчество Jay-Z. И когда, после выхода “Black Album”, СМИ начали муссировать невероятную новость -  Jay-Z объявляет, что порядком подустал и завершает рэп-карьеру, оставалось только изумиться… Что это цинизм чистой воды, за которым последуют автобиографии, трибьюты, альбомы неизданных трэков, кинофильмы и т.д.? Или “Black Album” ставит последние точки над “i”, раздает долги, договаривает недосказанное – в общем, Джей прощается по полной программе?

Не возьмусь предполагать, сможет ли кто-то достойно заменить Jay-Z на посту главного артиста Roc-A-Fella Records. Граждане из когорты талантов мистеров Картера и Дэша, не демонстрируют исключительных талантов, не совершили никаких подвигов, и вряд ли им это в ближайшее время грозит - слишком долго эти ребята существовали в тени своего лидера и босса.  И хотя определенным потенциалом они обладают  – об этом говорит успех альбома Young Gunz “Tough Luv” и феерический дебют Kanye West “Colledge Dropout”, в ближайщие годы трон, судя по всему останется свободным. Если, конечно, Jay-Z ушел не понарошку.





data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus




Профайлы

Аудио в тему

Kanye West vs. Sam Smith Tell Me I'm The Only One (Carlos Serrano Mix)
Tyga40 Mill (Prod. By Kanye West)
DJ Khaled, Jay Z, Meek Mill, Rick Ross, French MontanaThey Don't Love You No More
Future, Kanye WestI Won
Jay Z, Jay ElectronicaWe Made It
Daft Punk, Jay ZComputerized
Rick Ross, Jay ZThe Devil Is A Lie
Kanye WestBlack Skinhead (Flying Lotus & Thundercat Remix)
Jay Z, Pimp CTom Ford (Remix)
Timbaland, Drake, Jay ZKnow Bout Me
0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я