Назад в прошлое: 10 рэп-альбомов десятилетней давности
24 января 2019, 13:11 Авторы: Дмитрий Шевченко

Назад в прошлое: 10 рэп-альбомов десятилетней давности

Год назад мы вспомнили список лучших рэп-альбомов 2008 года. Нам понравился этот опыт и уже в начале нового 2019 года мы рассказываем о некоторых пластинках, которые также ровно десять лет назад занимали наши плееры и являлись примерами передового хип-хопа того времени.

Jay-Z– The Blueprint 3 

Пожалуй, ни один другой рэп-альбом 2009 года не был столь насыщен смыслами, отсылками, манифестами и вообще любым символизмом, как последняя часть трилогии «The Blueprint» Jay-Z. 

Поражало и то, как такое стилистическое разнообразие может уживаться в рамках одного диска, да ещё и от ветерана хип-хопа. Расположить на одном альбоме дисс на весь звенящий тогда со всех щелей автотюн в «D.O.A», искусственно-состаренную «Empire State of Mind» рядом с антиутопичной вакханалией «One to the Next One» и электро-боевиком «Off That» – такое в 2009 году мог провернуть только Jay-Z. Как результат – продажи под полмиллиона копий за первую неделю. 

«The Blueprint 3» примечателен ещё и тем, что это единственный альбом 2009 года, где присутствуют самые горячие рэп-новички той поры в лице Drake, J. Cole, Kid Cudi, которые как раз в то время превращались в новую хип-хоп-элиту, возглавившую игру как минимум на ближайшие несколько лет. 

Eminem – Relapse 

2009 стал очень сложным годом для Эминема. По его же собственным рассказам, время после «Encore», а также период записи «Relapse» были годами жесточайшей депрессии и тяжёлой наркотической зависимости артиста. Как результат – вторичность и самоповтор всех тех фишек, которые вывели его в топ хип-хопа на рубеже 90-х и нулевых.

С одной стороны – очередные кривляния, переодевания и прочий фейерверк сумасбродства, паразитирующий на основополагающих творениях артиста, с другой – лес, грязь и лопаты, отсылающие слушателей к другой, не менее яркой и запоминающейся личине непревзойдённого Слим Шэйди. 

Несмотря на отличную технику, которую Эминем никогда не терял, «Relapse» можно назвать провалом в дискографии рэпера в результате затяжного творческого кризиса. Именно поэтому следующий релиз артиста имел название «Recovery», подразумевая, что Маршал начал новую главу в своей жизни. 

50 Cent – Before I Self Destruct 

Фифти – ещё один рэп-тяжеловес, который, как и его близкий друг Эминем, выдал десять лет назад, возможно, свой самый слабый альбом. Пик славы остался далёко в 2005, а последние хиты «You Don’t Know» и «Ayo Technology» стали стремительно забываться под ворохом популярных песен «горячих» новичков в довольно сильно меняющейся рэп-игре.

В попытках вернуть своё величие Полтинник решил подстроиться под обстоятельства, угодив «и вашим, и нашим». В качестве синглов выбрал романтические R&B-баллады «Baby By Me» и «Do You Think About Me», а в основную начинку запрятал зубодробительные боевики типа «Death To My Enemies», «Crime Waves» и «Gangsta’s Delight».

Но если раньше такой ход «прокатывал», то на четвёртом альбоме когда-то успешная схема дала сбой. Настоящего хита, который бы протащил пластинку в сердца слушателей так и не вышло, ни с «Get Up» и «Get It In», планировавшимися в качестве синглов, ни с «OK, You’re Right» и уже тем более «Get It Hot», попавшими на альбом.

Snoop Dogg – Malice N Wonderland 

Какой год ни возьми – в нём наверняка будет хотя бы один релиз от дядюшки Снупа. 2009 не стал исключением. Нельзя сказать, что «Malice N Wonderland» стал каким-то прорывом для рэп-ветерана или раскрыл его с другой стороны, но и считать пластинку проходной тоже неправильно. Снуп вообще крайне редко выпускает что-то вообще неудобоваримое.

Альбом оказался очередным крепким релизом, показавшим всем окружающим, что артист по-прежнему находится в отличной форме, следит за трендами и способен выдавать качественное музло, независимо от конъюнктуры и возрастающей конкуренции в лице молодняка. Наоборот, девиз «Дорогу молодым!» со стороны рэпера отлично подходит и этому диску. 

Rick Ross – Deeper Than Rap 

Если у всех, кто уже упомянут в нашем списке, в 2009 году был резон вернуться и доказать свою состоятельность, то для Рик Росса тот год можно отнести скорее к периоду становления и завоевания позиций в хип-хопе. За его спиной уже было два успешных альбома, а также респект от старших коллег, но до звания полноценной рэп-звезды тучный хаслер всё же ещё не дотягивал.

Всё изменилось, когда Рики решил расчехлить большую пушку и «пальнуть» из неё в уже довольно уверенно пикирующего 50 Cent. Биф и номинальная победа в нём Росса показали, что уроженец Майями настроен серьёзно и пришёл в игру надолго. Тогда, как, впрочем, и сейчас, устоять на ногах в конфликте с Фифти было значимым достижением.

Однако не бифом единым Росс добился своего положения. Тогда, десять лет назад, он был чуть ли не единственным рэпером, навязывающим моду на раскатистый champagne-рэп, с величавыми минусами, больше похожими на отрывки из симфонических пьес и увертюр, чем на инструментал для наложения поверх оного речитатива. 

Slim Thug – Boss of All Bosses 

А вот и «лебединая песня» некогда главного «босса всей южатины» американского хип-хопа. Slim «Всем начальникам начальник» Thug в 2009 году выдал настолько плотный south-shit, что его может превзойти лишь компиляция из лучших образцов южного рэпа той поры.

Тогда казалось, что Slim Thug настолько поверил в себя и свой успех, что уверенность автоматически передастся каждому слушателю и артисту в индустрии. Однако время показало, что сказки не вышло – уже через год звучание южного рэпа стало столь стремительно меняться, что главный разбойник Хьюстона просто не успел сориентироваться в новых условиях.

«Boss of All Bosses» останется в истории хип-хоп музыки, как апогей самоуверенности, бахвальства и прочих смертных грехов, за которые мы так любим южный звук. К сожалению, в «десятых» годах столько тестостерона на квадратный мегабайт музыки уже никому не было нужно. 

Busta Rhymes – Back on My B.S. 

Не лучше шли дела в 2009 и у Басты. Артист, уже давно растерявшийся среди возможных вариантов развития своего амплуа, продолжал творческие поиски и эксцентричные эксперименты. До сих пор не было понятно, кого же всё-таки играет Баста – трушного ветерана из поздних 80-х или составляет конкуренцию T-Pain за право носить неуклюжий колпак на голове.

Хотя само название альбома и намекало на то, что Баста возвращается к своему привычному творчеству, однако к какому именно – всё ещё было непонятно. В итоге получилась просто какая-то не перевариваемая солянка из то ли R&B, то ли рэп-house, то ли старой доброй «рэпчины» под прикрытием привычной для артиста клоунады.

Кажется, что уже тогда, в 2009, в погоне за универсальностью и всеми возможными «рэп-стульями», Баста потерял свою идентичность, если, конечно, она не складывается из того, чтобы всё превращать в стёб и фарс. Именно поэтому настоящий хип-хоп гигант всё никак не может громко вернуться на передовую современного рэп-пантеона. 

The Clipse – Til the Casket Drops 

К сожалению, 2009 год не принёс большинству заслуженных рэперов успеха. Наоборот, это было время фазового перехода, обновления, смены рэп-парадигмы, которых по своим масштабам не было со времён миллениума. The Clipse попали в ту же обойму. Старые приёмы из середины нулевых в момент их окончания уже не работали.

«Til the Casket Drops» – ещё одна попытка тогдашней «старшей» школы влиться в стремительно меняющийся поток хип-хопа. Все хотели угадать, куда же всё пойдёт дальше, внимательно присматривались к тому, что делают молодые, чтобы, используя свой опыт, оседлать новую волну и остаться на плаву. 

В случае с The Clipse гробы действительно были опущены (также можно перевести, как «проданы»), что и значилось в названии их альбома, ставшего для коллектива последним. Pusha T продолжил своё сольное плавание, а No Malice ударился в веру и решил стать ближе к богу. Так в 2009 и закончилась история некогда одной из самых прогрессивных групп в хип-хопе нулевых. 

Jadakiss – The Last Kiss 

Ещё один старый знакомый – Jadakiss, решивший вернуться именно в такой неудачный для ветеранов год. Впрочем, единственный упрёк, который можно кинуть всем этим артистам, заключается в несовременности и неспособности соответствовать духу меняющегося времени. Jada тоже не стал придумывать ничего нового и просто выпустил сборник песен, которые ему по душе.

Глядя на состав гостей и продюсеров пластинки, придраться действительно не к чему. Всё хорошо, кроме того, что по-хорошему все эти песни должны были выйти раньше лет на пять, а лучше десять. Тогда, когда гремели Ruff Ryders, когда Swizz Beatz выдавал хороший бит чаще одного раза в год. Тем не менее, «The Last Kiss» останется примером того, как можно перестать быть актуальным, даже этого не заметив. 

Несмотря на все свои заслуги и высокий ранг в хип-хопе, Jadakiss всегда был на вторых ролях, уступая первое место более ярким и талантливым артистам. «The Last Kiss» лишний раз это подтвердил. 

Fat Joe – Jealous Ones Still Envy 2 

Fat Joe– последний в нашем списке из тех, кто громко напомнил о себе в 2009 году, выпустив сиквел своего легендарного «Jealous Ones Still Envy». Порядком утративший свою былую славу Джоу «Крэк» пытался «подпрыгивать» в своих трэках, как будто «Lean Back» продолжает греметь на танцполах по всему миру. 

В целом же диск Джо показал, что рэпер не собирается отходить от дел и что он всё ещё умеет писать неплохие трэки с хитовым потенциалом, а также, как и его коллеги по цеху, подбирает ключи от звучания, которое должно стать доминантой следующего десятилетия. Несмотря на то, что в 2009 году у него этого не получилось, через несколько лет он всё же взял небольшой реванш за все эти годы. 


P.S. Вспоминая 2009 год, нельзя не упомянуть, что среди больших рэп-релизов, заточенных на коммерческий успех и самого широкого слушателя, были и многие другие альбомы, заслуживающие внимания. Это Drake «So Far Gone», Kid Cudi «Man On The Moon», Mos Def «The Ecstatic», Fashawn «Boy Meets World», Raekwon «Only Built 4 Cuban Linx... Pt. II», альбом Slaughterhouse и многие другие пластинки. 

Кроме этого, в 2009 году увидел свет байопик о Notorious B.I.G, довольно интересно закрывший основные вехи творческого пути легендарного рэпера. Однако в конце хочется вспомнить ещё одну работу того года – Rakim «The Seventh Seal», которая показала, что классический рэп будет жить всегда и при любой моде.




data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я